Вовка Огурцов с трепетом ждал возвращения родителей из школы. Сегодня маму с папой – сразу двоих – вызвали к директору, и это грозило чем-то нехорошим. Поэтому, когда щёлкнул замок входной двери, Вовка виновато втянул голову в плечи и подумал: «Сейчас начнётся».
Но, вдруг, в комнату впорхнула очень весёлая мама, и, почему-то, прямо в верхней одежде, шмякнулась на кровать. Следом вошёл подозрительно счастливый папа, сел рядом с Вовкой, взъерошил его вихры и произнёс:
– А вы чего это?.. – Вовка не ожидал такими увидеть родителей. – Вы не из школы, что ли?
– Из школы, Вовка, будь она неладна! – Мама на кровати захохотала. – Сколько она нам за эти четыре года нервов вымотала!
– Да уж! – поддакнул папа. – Хорошо хоть ты разорвал этот узел!
– Какой это узел я разорвал? – забеспокоился Вовка. – Никаких узлов я не рвал. Честное слово – не рвал!
– Да нет. – Папа тоже захохотал. – Ты не понял. Мы про другой узел. Ведь ты сказал учительнице, что школа тебе не нужна. Сказал, что ты уже взрослый, и если что, сможешь даже прокормить нас с мамой. Сказал, что ты настоящий мужчина.
– А… Это?.. Сказал… А что, не правда, что ли?
– Правда! – В один голос воскликнули родители. Папа вскочил и стал ходить по комнате взад-вперёд. – В общем, так, Вовка. Поздравляем тебя. Мы тебя из школы уволили.
– Чего? – У Вовки рот открылся от удивления. – Вы шутите, да?
– Было бы удивительно, если бы он сразу поверил, – развёл руками папа, но его перебил телефонный звонок. Папа достал из кармана мобильник, поднёс к уху, затем протянул его Вовке. – Это тебя.
– Меня? – Ошарашенный Вовка взял папин телефон.
– Здравствуйте. Мне нужен Огурцов Вова, – сказал голос из телефона.
– Здрасьте… – растерянно ответил Вовка. – Это я…
– Прекрасно, – обрадовался голос. – Значит так, Вова. По просьбе твоих родителей ты принят на должность асфальтоукладчика. Завтра в восемь ноль-ноль ты должен явиться на работу.
– На какую ещё работу? – не понял Вовка – Вы чего говорите?
– Что слышал! – строго воскликнул голос в телефоне. – Завтра же с утра марш на работу! И чтобы не опаздывать!
В телефоне раздались гудки.
– Кто это был? – поинтересовалась у Вовки мама.
– Дяденька какой-то про асфальт рассказывал. – Вовка не знал, что ему думать. – Ошиблись, наверное.
– Да нет, не ошиблись! Это тебе с твоей работы звонили! – обрадовался папа. – Отлично! Ну, сын, с первой же получки купишь мне теннисную ракетку. Вместо той, которую ты недавно сломал.
– А мне, – встрепенулась мама, – мне ты купишь классный велик! Со звоночком, и без рамы! И хорошо бы, чтобы у него шины были широкие!
Вовка затряс головой, проверяя – может быть, ему всё это снится.
– Нам обещали, что у тебя зарплата будет большущая! – Мама развела руки как рыбак и мечтательно закатила глаза. – Так что скоро мы заживём!
– Какая зарплата?! – завопил Вовка. – Я же ещё маленький.
– Как это маленький? – насупился папа.
– Мы что, зря с работы уволились? – добавила мама.
– Вы уволились с работы? – Вовка сделал испуганное лицо. – Зачем это? А на что мы жить станем?
– На твою зарплату! – опять в один голос воскликнули родители.
Папа скорее ушёл в прихожую и тут же появился с огромной сумкой, из которой стал доставать какие-то брезентовые одежды, огромные, похожие на двух бегемотов, ботинки на толстенной подошве.
– Мы тебе и спецовку купили. В магазине рабочей одежды.
Опять зазвонил мобильный телефон, теперь уже Вовкин.
Он с опаской поднёс трубку к уху и облегчённо вздохнул, услышав бабушкин голос. Но бабушка вдруг тоже стала говорить нечто странное.
– Здравствуй, внучек! Здравствуй, кормилец! Я всё знаю, и всё одобряю. Правильно, хватит дурака валять. Настоящему мужчине работать нужно. И как следует работать. Только ты уж, Вовка, с первой зарплаты купи мне швейную машину. А то, старую-то ты мне разобрал, и она шить враз перестала. А дедушка твой просит резиновую лодку, вместо той, которую ты недавно гвоздиком проткнул.
– Да вы что, с ума все посходили! – Вовка выключил телефон и схватился за голову. – Вот, пристали – это купи, да то!.. Внук школу бросает, а они рады-радёшеньки. А ещё – родня…
Мама подошла к сыну и ласково погладила его по голове.
– Ты, Вовка, не переживай. С первой получки не получится – купишь со второй. Главное – работай хорошо. Мы ведь директору школы пообещали, что ты всех нас не опозоришь. Кстати, он ведь тоже от тебя кое-что ждёт.
– Чего это он ждёт? – Вовка подозрительно посмотрел на родителей.
– Он ждёт, что ты за все стёкла заплатишь, которые вы с Мишкой прошлым летом мячом разбили. Мы ему пообещали, и он нам дал вот это. – Папа протянул Вовке бумажку, на которой было написано: «Справка об увольнении из школы дана Огурцову Вове, в связи с тем, что он пообещал хорошо работать и помогать своей родной школе». Там же стояла подпись: “Директор школы Семёнов А.Г.”
У Вовки от обиды чуть не брызнули из глаз слёзы.
– Ну, Семёнов А.Г! Ну, Семёнов! Разве можно такую справку родителям выдавать?! А если ребёнок не согласен? Если я не согласен?!
Родители принялись его успокаивать.
– Так ведь директор же знает, что ты учиться не хочешь. Он знает, что ты – настоящий мужчина, и всё понимает. На директора обижаться не нужно, он хороший. Ты давай иди ужинать, тебе сегодня пораньше придётся лечь спать. Друга твоего Мишку мы во дворе встретили и предупредили, что гулять ты не выйдешь. Завтра тебе придётся много работать, поэтому нужно силы беречь. А учебники твои, пока ты спишь, мы упакуем в какую-нибудь коробку и завтра же отнесём в макулатуру.
В эту ночь Вовка кое-как уснул. А когда сон всё-таки пришёл, ему приснились кошмары – какие-то странные летающие асфальтоукладочные машины и роботы на высоких ботинках. Роботы просили Вовку покатать их по асфальту на резиновой лодке, в которой уже сидела хитрая Вовкина бабушка и грозила всем пальцем.
Проснулся он весь в поту, раньше будильника, в шесть часов утра. Тихонечко, чтобы не разбудить родителей, он оделся, съел вчерашнюю холодную котлетку из холодильника, нашёл свои учебники и тетрадки, скорее положил их в портфель, и на цыпочках направился к двери.
Уже возле двери Вовка с наслаждением порвал справку об увольнении из школы.
– Нетушки!.. Лучше я ещё поучусь, чем вас, лодырей, кормить стану.